Как продлить срок службы тормозных дисков и колодок

Как продлить срок службы тормозных дисков и колодок

Детали тормозной системы в процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются. Существует несколько способов снижения нагрузок на колодки и диски, позволяющих увеличить срок службы деталей и сократить расходы на ремонт.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Тормозной диск на массовых моделях автомобилей изготовлен из чугуна, в большинстве случаев в теле диска есть полости для вентиляции. Барабан может быть алюминиевым с чугунным рабочим кольцом или целиком чугунным. Колодки при нажатии на педаль тормоза подводятся к поверхности диска или барабана, обеспечивая снижение скорости. Износ зависит от интенсивности использования тормозов, массы автомобиля, внешних условий и ряда прочих факторов.

Приработка


Основой длительного сохранения работоспособности тормозов является этап приработки. После установки новых колодок или полной ревизии тормозов не рекомендуется резко снижать скорость на протяжении 200-300 км. При использовании новых колодок в паре со старыми барабанами или дисками стадия приработки длится на протяжении 800-1000 км. На стадии притирки применять резкое или экстренное торможение можно только в критических ситуациях.

Условия эксплуатации


Максимальную долговечность имеют тормоза автомобилей, преимущественно передвигающихся по шоссе. Внутри крупного города машина постоянно разгоняется и останавливается, что сказывается на ресурсе колодок и тормозов. Пыль на дороге также способствует износу колодок и дисков. Использование торможения двигателем возможно не всегда, хотя и способствует снижению скорости износа. Автомобили с рекуперативной системой торможения мало изнашивают диски колодки, взамен появляется другая проблема – механизмы покрываются грязью и ржавчиной. Наличие системы ESP сказывается на тормозах – частые срабатывания антипробуксовочного ассистента (часть ESP) изнашивают диски и колодки, поскольку борьба с пробуксовкой осуществляется при помощи штатной тормозной системы.

Стиль управления


Аккуратный стиль управления с плавным снижением скорости и максимальным использованием торможения двигателем способствует снижению расхода топлива и увеличению ресурса тормозов. Постоянные разгоны и торможения приводят к ускоренному истиранию колодок и дисков, а также перегреву механизмов с потерей эффективности работы и дополнительным снижением ресурса деталей. Проблема перегрева не слишком ощутима на автомобилях с маломощными двигателями, на спортивные машины нередко ставят керамические тормоза с повышенной эффективностью работы и увеличенной стойкостью к перегревам.

Нередко водители в плотной пробке продвигаются вперед короткими импульсами. Каждое нажатие на педаль тормоза, так или иначе, изнашивает диск и колодки, несмотря на малую скорость движения. Режим движения рывками не слишком полезен для роботов с двойным сцеплением, старающихся с целью экономии топлива как можно быстрее перейти на вторую передачу. При удержании автомобиля на тормозе и включенном режиме D робот включает первую скорость и реверс – других вариантов начала движения нет.

Неисправности тормозов


Исправные механизмы обеспечивают автоматическое появление зазора между фрикционным слоем колодки и поверхностью диска или барабана. Загрязнение либо коррозия направляющих или поршня суппорта не позволяет отвести колодку. В результате тормоза остаются зажатыми даже после снятия ноги с педали, что приводит к ускоренному износу, перегреву механизмов и повышенному расходу топлива.

Задние тормоза дискового типа на автомобилях азиатского производства имеют тенденцию к загрязнению. В результате начинается неравномерный износ диска с появлением полос ржавчины. Ежегодное обслуживание несколько сглаживает проблему, хотя ресурс задних дисков и колодок на таких автомобилях невелик.

Интенсивность износа дисков и фрикционного слоя на колодках зависит от качества и состава материала. Есть колодки с мягким слоем, практически не истирающим стальную поверхность и сильно загрязняющим пылью колесные диски. Возможна и другая ситуация – добавление керамики увеличивает срок службы колодок с одновременным сокращением долговечности диска. В результате при обслуживании приходится ставить сразу новые диски и колодки.

Необходимость замены


Тормозные колодки меняют при остаточной толщине фрикционного слоя 3-4 мм, обычно в этом случае срабатывает акустический или электрический датчик износа. Диски меняют при истирании до критического уровня, короблении или перегреве. Протачивать кромки на диске большого смысла нет – ощутимый бортик образуется при критическом износе. Проточка не устранит и деформацию диска из-за производственного брака или резкого охлаждения.

Иногда при выходе из строя колодки фрикционный слой теряет прочность и частично переносится на диск – в этом случае придется ставить новые колодки, диски меняют при сильном износе. Ресурс передних тормозных дисков не превышает 70-90 тыс. км, что соответствует 1-2 комплектам колодок. Задние диски изнашиваются медленнее, хотя в большинстве случаев требуют замены к тем же 70-90 тыс. км.

Заключение


Тормозные диски и колодки в современных условиях относятся к расходным материалам. При аккуратной эксплуатации есть возможность увеличения ресурса до 80-100 тыс. км вместо 40-50 тыс. км у сторонников активного стиля управления. Имеет ли смысл подобная экономия – решать только владельцу автомобиля.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?