Снятие патрубка позволяет получить доступ к внутренней части турбины. Достаточно аккуратно покачать пальцем рабочее колесо, чтобы убедиться в наличии или отсутствии чрезмерного люфта ротора. Важно понимать, что люфт в турбине присутствует всегда, отличить заводское биение от сверхнормативного износа на ощупь сможет только опытный человек. Сочетание масла в впуске, небольшого дымления при разгонах и биения вала турбины однозначно указывают на износ.
Конструкция подшипников и ротора турбины такова, что узел сохраняет работоспособность даже при сильном износе. При этом двигатель будет расходовать много масла, которое просто пойдет в цилиндры вместе с воздухом. При сильном износе турбинное и компрессорное колесо могут начать цеплять за стенки корпуса, издавая шум. При осмотре на стенках возле лопастей и на самих лопастях будут видны следы износа.
Причины поломки и ремонт
Большинство страхов владельцев или покупателей машин с двигателями, оснащенными наддувом, связано со сложностью восстановления узла. При этом совершенно не учитывается возможность капитального ремонта турбины в специализированном сервисе. Стоимость работ определяется конструкцией турбины, но всегда окажется ниже цены нового узла. Покупка турбины от альтернативного производителя позволяет снизить затраты, хотя качество изделий всегда уступает оригиналам.
Ресурс турбины при соблюдении регламента обслуживания двигателя и отсутствии дефектов составляет до 150 тыс. км для бензиновых двигателей и доходит до 300 тыс. км для дизелей. На большинстве двигателей с турбиной имеется датчик давления наддува, при падении которого фиксируется ошибка. Снижение производительности и давления являются одними из основных симптомов грядущей поломки турбины, которая к этому моменту уже некоторое время будет расходовать масло.
Основной причиной выхода из строя турбины является износ подшипников скольжения из-за недостатка или низкого качества моторного масла. Перегрев и низкое качество масла ведут к образованию кокса на подшипниках, работающих при повышенной температуре. Эффект особенно выражен после остановки двигателя сразу после поездки, когда температура турбины максимальна. Прекращение циркуляции масла и антифриза приводит к образованию нагара или кокса. Такая же проблема возможна при длительной работе турбины на максимальных оборотах.
Падение давления масла из-за износа двигателя или проблем с насосом приводит к ускоренному выходу из строя турбины. Также виновником износа подшипников турбины является повышенное давление картерных газов – следствие износа поршневой группы или системы вентиляции. Иногда турбина страдает из-за неисправности клапана байпаса, использования кастомных прошивок с повышением давления и частоты вращения ротора турбины.
Таким образом, поломка турбины в большинстве случаев является следствием проблем с двигателем. Восстановление только турбины с использованием неоригинального картриджа даст временный эффект. Необходима комплексная диагностика и дефектовка двигателя, правда ремонт в этом случае будет далеко не бюджетным. Восстановление турбины возможно только в условиях специализированного сервиса, оснащенного оборудованием для балансировки ротора, способного раскручиваться в пиковом режиме до 150-200 тыс. оборотов в минуту.