Диагностика АКПП: основные признаки неисправностей и как их предотвратить

Диагностика АКПП: основные признаки неисправностей и как их предотвратить

Гидромеханическая коробка состоит из нескольких планетарных редукторов и фрикционов с гидравлическим управлением. Основная масса проблем связана с износом фрикционов и поломкой регуляторов давления в гидроблоке, неисправности появляются из-за несоблюдения регламента обслуживания и длительной эксплуатации коробки на грязном масле.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
К основным проблемам АКПП относят невозможность выбора режимов работы, отсутствие части скоростей или ударное переключение. Нормальная работа автоматической трансмиссии возможна только при синхронном срабатывании фрикционов смежных передач. В противном случае будет ощущаться толчок, скорости могут переключаться с запаздыванием либо АКПП не сможет переходить на некоторые передачи.

Гидравлическая система АККП состоит из насоса и гидроблока с регуляторами давления. Масло в коробке постоянно загрязняется продуктами износа фрикционных дисков (лент в АКПП старого образца) и муфты блокировки гидротрансформатора, часть пыли задерживается сменным фильтром. По мере износа регуляторов давления появляются проблемы с подачей масла, что приводит к проблемам. В этом случае замена масла не поможет или даст очень кратковременный эффект, коробку необходимо разбирать для дефектовки и ремонта.

Большинство АКПП оснащено электронным управлением, устаревшие коробки с механическим выбором режима работы встречаются крайне редко. Электроника поддерживает диагностику с записью кода ошибки и уведомлением водителя о проблеме при помощи сигнальной лампы или тестового сообщения на дисплее в щитке приборов. Считанные при компьютерной диагностике коды дают понимание о характере неисправности.

Неисправность системы управления


Для выбора режима движения используется рычаг или поворотная шайба, связанная с АКПП тросами или проводкой. Во втором случае сигнал передается к исполнительному механизму, что упрощает процесс управления коробкой. Информация о режиме работы выводится на дисплей в щитке приборов, в АКПП старого образца – отображается включением соответствующего индикатора возле рычага. Сложности при переключении связаны с повреждением тросов или проводки, иногда выходит из строя сам рычаг.

Ограничение переключения


При неисправности гидравлической системы или фрикционного пакета коробка может перейти в режим аварийной работы на одной передаче. Сохраняется возможность включения реверса, из-за ограничения работоспособности АКПП утрачивается динамика разгона и лимитируется скорость движения. Коробку необходимо проверять в условиях сервиса – как минимум, нужна переборка фрикционных пакетов и замена уплотнений поршней, не исключена неисправность регуляторов давления в гидроблоке.

Нередко при износе механической части наблюдается эффект увеличения оборотов двигателя при отсутствии или очень слабом разгоне. При пробуксовке могут появляться посторонние шумы, в итоге АКПП отключается и автомобиль теряет возможность передвигаться своим ходом. В этой ситуации целесообразно слить масло и снять поддон, в котором наверняка обнаружатся продукты сильного износа. Дальнейший ремонт предусматривает разборку и дефектовку АКПП, покупать запчасти есть смысл только получения перечня вышедших из строя деталей.

Пробуксовки или потеря подвижности может быть следствием выхода из строя гидротрансформатора, в ряде случаев при попытке движения слышен посторонний шум. При проведении компьютерной диагностики может фиксироваться ошибка по работе муфты блокировки. При снятии поддона и в масле обнаруживается большое количество фрикционной пыли, а на магнитах в поддоне – металлическая стружка. Гидротрансформатор ремонтируют в условиях сервиса, одновременно требуется проверка состояния всех элементов АКПП.

Течь


Большинство АКПП оснащено съемными поддонами, облегчающими процесс замены масла и обслуживания гидроблока. Течь жидкости появляется из-за разрушения либо неправильной установки прокладки или повреждения самого поддона. Постоянная течь масла может привести к недостаточному уровню и подаче жидкости с пузырями воздуха в насос, что сказывается на давлении. Также масло может подтекать по стыкам крышек и картера коробки. Способ ремонта один – переуплотнение коробки с заменой прокладок или повторным нанесением герметика (в зависимости от требований производителя автоматической трансмиссии).

Утечка масла возможна через внешний теплообменник, расположенный в передней части кузова. В этом случае следы жидкости обнаруживаются на подкрылке или защите двигателя. Как правило, ремонт заключается в замене теплообменника, который повреждается камнями или коррозией. Также не исключена течь по трубкам подачи горячего и отвода охлажденного масла.

Использование антифриза для охлаждения (а точнее – ускоренного прогрева зимой) масла создает еще одну проблему – в случае коррозии трубки начинается смешивание жидкостей с образованием эмульсии. Проблема обнаруживается достаточно поздно, изменение характеристик масла приводит к некорректной работе гидравлики. Помимо устранения места утечки придется промывать систему охлаждения двигателя и коробку от остатков смеси, а затем заливать свежие жидкости.

Гул


К достаточно редкой поломке АКПП относится появление постороннего шума, связанного с износом одного или нескольких подшипников качения. Интенсивность гула меняется в зависимости от скорости и частоты вращения двигателя, что является косвенным подтверждением проблем с подшипниками. Способ ремонта один – замена вышедших из строя подшипников со сливом жидкости из коробки и частичной либо полной разборкой.

На некоторых коробках износ подшипников носит хронический характер – при прокручивании кольца растачивается посадочное отверстие в крышке, которую придется восстанавливать или менять. Одновременно производят обновление масла, а при полной разборке есть смысл отдефектовать АКПП и заменить остальные изношенные детали. Появление гула никак не влияет на работу АКПП, скорости переключаются нормально без ударов или толчков.

Электроника


Контроллер АКПП использует для расчета параметров работы данные от нескольких датчиков в коробке и на двигателе. Например, учитывается информация от датчиков положения дроссельной заслонки и распределительного вала, расходомера воздуха, блока ABS. Неисправность любого из датчиков приводит к спорадическому или постоянному переходу АКПП в аварийный режим. Найти проблему легко путем компьютерной диагностики – при выходе из строя датчика всегда фиксируется ошибка.

К нечастой проблеме относится поломка блока управления двигателем или АКПП, причем дефект может быть плавающим и не фиксирующимся при проведении диагностики. При такой поломке коробка встает в аварийный режим, который не отключается даже после перезапуска двигателя. В этой ситуации придется менять неисправный контроллер либо восстанавливать штатный, что экономически целесообразно далеко не в каждой ситуации.

Переход АКПП в периодический или постоянный аварийный режим происходит при повреждении жгутов проводки или окислении разъемов. Очень неприятная проблема, характерная для машин старше 10-15 лет, особенно при эксплуатации в сложных климатических условиях. Придется проходить все жгуты проводки тестером, определяя поврежденные провода или разъемы.

Гидроблок


Причиной износа гидроблока является смесь масла с фрикционной пылью, обладающей абразивными свойствами. Увеличение зазоров приводит к пропускам жидкости и падению давления. Электромагнитные катушки регуляторов давления выходят из строя редко из-за низкого напряжения в цепях. При проблемах с гидроблоком АКПП работает с толчками, при некоторых переключениях может включаться защита. Гидроблок снимают для осмотра и проверки на стенде, имитирующем условия работы АКПП. Затем принимается решение о возможности восстановления старого гидроблока или необходимости покупки нового.

Диагностика


Базовый метод проверки состояния АКПП предполагает проверку уровня и качества масла по щупу или переливной трубке (в зависимости от конструкции). Не допускается сильное потемнение или наличие явного запаха гари, указывающего на перегрев и износ фрикционных пакетов или лент. Падение уровня всегда свидетельствует о наличии утечки, в АКПП угар масла невозможен.

На следующем этапе к диагностическому разъему автомобиля подключают сканер или адаптер для считывания кодов. По полученной информации делают вывод о проблемах, причем очень важно правильно интерпретировать ошибки. Затем по результатам проверки масла и диагностики делают первичный вывод о состоянии коробки, уточненную информацию удастся получить после снятия и разборки АКПП.

Профилактика


Основным способом увеличения ресурса АКПП является регулярная замена масла и фильтра (при возможности). При обслуживании можно использовать аппарат для полной замены жидкости, который не создает никаких проблем для АКПП. Прокачка осуществляется под нормальным для коробки давлением, создаваемым штатным насосом. Свежее масло забирается из одной емкости, старое сливается в соседний резервуар с контрольным окном для оценки состояния. Замену заканчивают после начала откачки практически чистого или полностью чистого масла.

Для АКПП важно нормальное охлаждение жидкости, большинство коробок оснащено внешним или интегрированным теплообменником. В случае загрязнения трубок радиатора продуктами износа производительность системы охлаждения становится недостаточной, перегрев масла резко снижает ресурс АКПП. По этой причине важно регулярно проверять состояние теплообменника, в ряде случаев целесообразно установить дополнительный радиатор.

Условия эксплуатации также оказывают влияние на долговечность коробки. Постоянные разгоны с максимальной интенсивностью способствуют ускоренному выходу АКПП из строя. Современные коробки очень рано блокируют гидротрансформатор для снижения расхода топлива, что способствует ускоренному загрязнению масла. Таким образом, регулярность замены жидкости для таких коробок является одним из определяющих ресурс факторов.

Заключение


Гидромеханические коробки на современных автомобилях несколько уступили позиции роботам с двойным сцеплением. Надежность АКПП во многом определяется регулярностью обслуживания и условиями эксплуатации. При появлении признаков неисправности рекомендуется оперативно обратиться в специализированный сервис, попытки самостоятельной диагностики или замены масла положительного результата не дадут.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?