Колеса автомобиля устанавливаются под углом к продольной и поперечной оси, причем значения углов определяются на стадии разработки и зависят от модели машины. В случае неправильной регулировки ухудшается управляемость, увеличиваются нагрузки на ходовую часть и начинается активный неравномерный износ протектора шины. Проверку и регулировку углов обычно проводят после ремонта подвески, хотя процедуру лучше проводить при каждом ТО автомобиля либо через каждые 10-30 тыс. км в зависимости от состояния машины и условий эксплуатации.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Колеса автомобиля установлены на поворотной или неподвижной ступице, вращающейся на подшипнике качения. Рычаги подвески позволяют несколько менять угол колеса относительно продольной и поперечной оси автомобиля.
Исключением является зависимая или торсионная подвеска, где не предусмотрена регулировка положения колес и угол задается жестко геометрией моста или торсионной балки.
- Развала – угла между продольной плоскостью колеса и дорогой, при нулевом значении колесо стоит вертикально на поверхности. Завал колес в сторону кузова дает отрицательный развал, в стороны от кузова – положительный. От значения параметра зависит сцепление покрышки с дорогой и управляемость. При нарушении развала автомобиль нестабильно ведет себя на дороге, а шины испытывают повышенные нагрузки и быстро изнашиваются.
- Схождение – расстояние по крайним точкам дисков колес в горизонтальной плоскости, измеренное в миллиметрах или градусах. Фактически, колеса автомобиля на одной оси практически всегда стоят не параллельно, а немного сходятся в направлении движения вперед или назад (положительное и отрицательное схождение соответственно). На части автомобилей схождение равно нулю – колеса на одной оси установлены параллельно. При нарушении параметра схождения начинается интенсивный и неравномерный износ протектора покрышек.
Также важным углом, который не регулируется на современных автомобилях, является кастер или угол наклона шкворня подвески в продольной плоскости. Угол необходим для автоматического возврата управляемых колес в нейтральное положение и влияет на стабильность движения автомобиля. При искажении угла увеличивается усилие, необходимое для вращения руля (проблема хорошо чувствуется на автомобилях без электрического или гидравлического усилителя руля).
Под кастером подразумевается угол между вертикальной линией и проекцией оси поворота управляемого колеса на вертикальную плоскость, расположенную на оси действия тяговое усилия для отклонения колеса от нейтрального положения. В зависимости от направления наклона кастер может быть положительным или отрицательным.
Оборудование
В условиях гаража или мелкой мастерской углы пытаются проверять кустарными методами, не обеспечивающими минимальной точности определения значений. Для проверки необходим специальный стенд с электронным управлением и базой данных значений настройки ходовой части для разных моделей автомобилей. При замере на колеса надеваются специальные приспособления для замера углов, полученные значения сравниваются с требуемыми параметрами и формируется отчет. На основании документа мастер корректирует углы или сообщает владельцу автомобиля об отсутствии необходимости регулировки подвески.
Разновидности стендов:
- Оптический, являющийся самой бюджетной конструкцией. Принцип работы основан на проецировании лучей света на плоскость с измерительной шкалой. Для повышения точности замера в качестве источника света могут использоваться лазерные излучатели.
- Компьютерный, получающий информацию о положении колес по датчикам. Сигнал передается по проводам или по радиоканалу. Обеспечивают повышенную точность измерения и способны сопоставлять полученные данные с базой заводских настроек.
- Трехмерный, используемый для замеров объемную проекцию автомобиля. Имеет максимальную стоимость и встречается сравнительно редко.
Несмотря на разную точность работы определяющим фактором при проверке углов установки колес является квалификация мастера. Опытный человек предварительно проверит ходовую часть и даст рекомендации по устранению неисправностей. В противном случае регулировка будет бесполезной или невозможной – запас настроек окажется недостаточным для компенсации деформаций деталей подвески, влияющих на углы установки колес.
Рекомендации
Регулировка необходима в случаях:
- ремонта ходовой части с заменой сайлентблоков, рычагов, рулевых тяг – новые детали имеют несколько отличающуюся геометрию, что скажется на положении колес;
- сильного удара по одному из колес вследствие пропущенной ямы или наезда на бордюр – деформация элементов ходовой части приводит к изменению углов, при этом не влияет на дальнейшую возможность эксплуатации;
- ухудшении управляемости из-за износа элементов ходовой части или деформации от частых ударов (чаще всего, водитель обращает внимание на явление увода автомобиля в сторону при нейтральном положении управляемых колес);
- замедленном возвращении рулевого колеса в нейтральное положение или обнаружении неравномерного износа протектора шин.
Чаще всего владельцы сталкиваются с несколькими проблемами одновременно. Периодичность проверки установки колес сильно зависит от условий эксплуатации. При движении по дорогам с хорошим покрытием угла остаются в допусках и через 50-60 тыс. км, водитель не замечает никаких проблем с управляемостью. При регулярных поездках по разбитым дорогам проверку лучше проводить при каждом ТО, поскольку велика вероятность деформации рычагов и прочих деталей подвески. От корректности углов установки колес зависит не только безопасность движения, но и ресурс шин, а также расход топлива. Неправильно установленные колеса создают дополнительное сопротивление, что несколько увеличивает расход топлива.
Нюансы
Алгоритм регулировки зависит от модели автомобиля и конструкции подвески. На части машин необходима корректировка углов на передней и задней оси. Перед проверкой и регулировкой важно выровнять давление в шинах на каждой оси и убрать из салона тяжелые предметы, вес которых скажется на положении рычагов подвески и, соответственно, на результатах регулировки.
После установки приспособлений на колеса осуществляется последовательная прокатка машины вперед и назад на четверть оборота колеса. Процедура позволяет оценить возможность настройки углов, при сильной деформации дисков правильно отрегулировать угла не получится. В этом случае владельцу придется прокатывать старые диски или приобретать новые, а затем повторно обращаться в сервис для проверки и регулировки углов. Также невозможна регулировка углов при использовании на одной оси дисков или покрышек разной размерности
Методика регулировки зависит от автомобиля. Например, сзади схождение нередко настраивается эксцентриковым болтом рычага. При длительной эксплуатации болт закисает от грязи и дорожных реагентов, что не позволяет провернуть его даже после нанесения проникающей жидкости типа WD40. В этом случае болт приходится срезать, что приводит к дополнительным расходам для владельца. Схождение передних колес регулируется специальной двойной гайкой, меняющей длину рулевой тяги.
После регулировки углов возможно изменение положения руля при нейтральном положении колес. Современные стенды учитывают возможность появления подобной проблемы. На машинах с электрическим усилителем практически всегда есть возможность юстировки положения рулевого колеса в нейтральном положении. Корректировка углов не всегда устраняет проблему увода автомобиля, который может быть следствием бракованной или деформированной резины.
Заключение
От корректности установки колес автомобиля зависит безопасность движения и долговечность шин. Одним из основных признаков проблем с углами является неравномерный износ покрышек, нередко дополняемый ухудшением управляемости. Во всех остальных случаях проверку углов необходимо проводить после ремонта подвески или попадания в большую яму, а также в профилактических целях через 10-30 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.