Для пуска автомобильных двигателей внутреннего сгорания используется электрический стартер. Узел является достаточно надежным, но при длительной эксплуатации может работать с перебоями или отказать полностью. Большинство проблем проявляется на ранней стадии, что позволяет провести ремонт до момента выхода стартера из строя.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на напряжение 12 или 24 В (второй вариант используется на грузовом транспорте, автобусах и сельскохозяйственной технике). Практически любой современный стартер оснащен планетарным редуктором. Для соединения с зубчатым венцом на маховике используется бендикс с электромагнитным приводом, благодаря наличию обгонной муфты стартер автоматически отключается от запустившегося двигателя. Место установки стартера зависит от двигателя – чаще всего стартер располагается на боковой части картера со стороны маховика. Если двигатели с установкой стартера в развале блока цилиндров либо в колоколе коробки передач, что усложняет процедуру ремонта.
Общий алгоритм работы
При повороте ключа зажигания активируется система зажигания, а в крайнем правом положении начинается подача питания на реле стартера. На ряде автомобилей к стартеру подходит провод иммобилайзера, что обеспечивает дополнительную защиту от угона. В нормальных условиях реле обеспечивает начало подачи питания на обмотки втягивающего реле, которое через рычаг вводит шестерню бендикса в зацепление с зубчатым венцом на маховике.
Одновременно происходит замыкание цепи для подачи питания на обмотку стартера. После пуска двигателя частота вращения бендикса возрастает, что приводит к срабатыванию обгонной муфты и размыканию связи с зубчатым венцом. Таким образом, все проблемы со стартером можно разделить на механические и электрические, на автомобилях с иммобилайзером запуск двигателя невозможен в случае использования ключа без чипа-идентификатора либо неисправности самого иммобилайзера.
На автомобилях с системой «старт-стоп» предусмотрено электронное управление работой стартера. Датчики фиксируют остановку автомобиля на светофоре, а после снятия ноги с педали тормоза осуществляется автоматический пуск двигателя, водителю не требуется поворачивать ключ зажигания или нажимать на кнопку включения стартера. Описанный алгоритм работы системы «старт-стоп» очень упрощенный, по факту электроника учитывает множество факторов для управления работой стартера.
Проблемы с питанием
При сильном разряде АКБ при попытке пуска стартер не вращается, а лампы начинают светить тускло. Точно такая же проблема возможна при плохом контакте отрицательного провода с кузовом автомобиля. При плохом контакте не исключено отключение аккумулятора от бортовой сети – место контакта не выдерживает повышенную силу тока в момент попытки включения стартера. Для устранения проблемы необходимо зарядить или заменить батарею либо проверить состояние контактов проводки, отвечающей за питание стартера.
Стартеры старого типа могут иметь статорную обмотку, в современных электродвигателях используются постоянные магниты. В любом случае на якоре есть своя обмотка, подключенная к коллектору для подачи тока через щетки. Случае короткого замыкания сила тока возрастает, что приводит к повышенному тепловыделению и перегреву изоляции и проводки. Стартер может работать некоторое время со сниженной мощностью и оборотами, что легко обнаруживается по затрудненному пуску двигателя.
На ряде автомобилей на силовой агрегат идет только один отрицательный провод от кузова или клеммы батареи. При его обрыве начинаются проблемы с подачей питания на стартер. Например, на автомобилях ВАЗ классического семейства в случае обрыва провода массы питание нередко начинает подаваться через тросик управления воздушной заслонкой карбюратора. Из-за малого сечения трос перегревается с последующим оплавлением оплетки и появлением дыма с неприятным запахом. Вероятность пожара невелика, но сам факт задымления моторного отсека и салона неприятен для водителя автомобиля.
Низкие обороты и заклинивание якоря
Стартер должен раскрутить двигатель до оборотов, достаточных для появления вспышек и начала работы. Якорь стартера вращается на подшипниках скольжения, не требующих обслуживания. Попадание пыли и постепенное испарение масла приводит к истиранию втулок. В результате стартер начинает вращаться слишком медленно из-за появления люфта в радиальном направлении. При сильном износе перекос якоря становится критическим, что приводит к заклиниванию стартера. Ремонт заключается в установке новых втулок с попутной проверкой остальных элементов стартера.
На ряде автомобилей центрирующая или опорная втулка находится вне корпуса стартера (например, такая компоновка использовалась на VW Passat B3 с 1,8-литровым двигателем). По мере эксплуатации втулка истирается и посадочное отверстие в картере коробки начинает приобретать овальную форму, при этом никаких проблем с работой стартера не наблюдается. При достижении овалом предельного размера происходит контакт между якорем и статором с последующим заклиниванием стартера. Поскольку ремонтировать посадочное гнездо под втулку в картере КПП не всегда рентабельно, то владельцы переходят на стартеры более поздних моделей, в которых уже не предусмотрена центрирующая втулка.
Втягивающее реле
В случае отказа втягивающего реле стартер не реагирует на поворот ключа в замке или нажатие на кнопку, при этом лампы светятся в нормальном режиме, а напряжение в бортовой сети указывает на полный заряд батареи. Для проверки гипотезы о неисправности реле можно постучать по корпусу реле подходящим предметом, нередко от вибраций стартер начинает работать. Второй путь – прямое включение реле путем замыкания контактов реле гаечным ключом или иным металлическим предметом с достаточно большим сечением. Ремонт заключается в замене реле или стартера в сборе (в зависимости от наличия запчастей).
Щелчки
Нередко при попытке запуска слышны посторонние звуки, но коленчатый вал двигателя не вращается. Причиной является износ шестерни бендикса либо зубчатого венца. Чаще всего ремонт заключается в установке нового бендикса и общей переборке стартера. Для замены венца придется снимать коробку – иначе получить доступ к маховику невозможно. Отказ стартера может быть связан с износом щеток или разрушением прижимных пружин щеток.
Проскальзывание обгонной муфты
Иногда владелец автомобиля замечает странное поведение стартера в момент пуска – при попытке завести двигатель коленчатый вал не проворачивается, слышна кратковременная работы стартера без нагрузи с последующим выключением. Запуск двигателя удается после нескольких попыток включения стартера. Возможен и другой вариант – свободное вращение якоря без соединения бендикса с венцом на маховике. Причиной является износ обгонной муфты, который сильно зависит от условий эксплуатации и качества изготовления. При частом использовании стартера муфта изнашивается в разы быстрее. Способ ремонта один – замена бендикса или стартера в сборе.
Проверка и ремонт
Проверку и
восстановление стартера желательно проводить в условиях специализированного сервиса. Для тестирования в нормальной мастерской используют стенд, имитирующий работу стартера под нагрузкой. Самостоятельно или в кустарных условиях можно найти только некоторые неисправности, одновременно есть риск пропуска скрытых проблем. Сама процедура снятия стартера может стать проблемой из-за неудачного расположения креплений или установки стартера внутри колокола трансмиссии или в развале блока V-образного двигателя.
В качестве примера двигателя с очень неудобным местом установки стартера можно рассмотреть агрегат 1UZ от компании Toyota. Для доступа к стартеру потребуется снять впускной коллектор, предварительно откачав антифриз и демонтировав проводку. Сам стартер крепится к колоколу болтами, доступ к которым ограничен из моторного отсека. Если владелец имеет навыки ремонта автомобилей и обустроенный гараж, то для снятия стартера потребуется около 4-5 часов.
Для базовой проверки работоспособности реле необходимо подать отрицательное питание на корпус электродвигателя, а положительное – на контакт реле. Срабатывание бендикса указывает на отсутствие явных проблем, но поломка может носить плавающий характер. Рекомендуется проверить реле несколько раз, слишком медленное движение шестерни бендикса или заедание указывает на наличие проблемы.
Для проверки электродвигателя отрицательный провод от батареи подсоединяют к корпусу, а положительный – к контакту реле и силовой клемме. Должно произойти выдвижение бендикса с одновременным включением стартера. В данном случае снова есть нюанс – проверка идет без нагрузки, при попытке прокрутки коленчатого вала (особенно при повышенном сопротивлении зимой из-за застывшего масла) стартер может работать с перебоями.
Проблемы со стартером являются следствием естественного износа компонентов электрической или механической части. Ресурс электродвигателя зависит от множества факторов и варьируется в пределах от 30 до 200 тыс. км и более. В большинстве случаев стартер удается восстановить в условиях сервиса или своими силами, на ряде автомобилей снятие стартера является нетривиальной задачей.