Одной из основных деталей подвески является резинометаллический шарнир или сайлентблок. От состояния детали зависит точность положения рычагов и бесшумность работы ходовой части. Сайлентблоки относятся к расходным деталям, срок службы зависит от качества деталей и условий эксплуатации автомобиля.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Количество сайлентблоков зависит от конструкции подвески. В наиболее распространенной подвеске со стояками МакФерсон в каждом рычаге установлено по два шарнира. Задняя балка ставится еще на двух сайлентблоках, мнорычажная схема сложнее по конструкции и дороже в ремонте. В большинстве случаев
заменить сайлентблок можно с сохранением старого рычага, но в ряде случаев в запчасти поставляются рычаги в сборе с сайлентблоками – все зависит от модели автомобиля.
Конструктивно сайлентблок представляет собой две стальные обоймы, между которыми находится резиновая вставка. Шарнир имеет монолитную конструкцию и обеспечивает некоторую подвижность одной обоймы относительно другой. Подвижность ограничивается эластичностью резины, параметры шарнира определяются габаритами и характеристиками материала резиновой части. Нередко вместо внешней обоймы используется корпус рычага.
Ресурс
Долговечность резинометаллических шарниров зависит от соблюдения требований к допустимой нагрузке автомобиля. Постоянное движение по запыленным дорогам приводит к попаданию грязи в поры резины с последующим появлением микротрещин. Дефекты разрастаются из-за замерзания влаги, попадающей на шарниры. Дополнительные проблемы создают антигололедные реагенты или нефтепродукты, которые практически всегда есть на дороге. Перепады температуры воздуха приводят к растрескиванию резины, повреждение или утеря теплозащитного экрана становится причиной перегрева элементов подвески теплом от элементов выхлопной системы.
В зависимости от качества деталей и условий эксплуатации шарниры выдерживают от 20 до 150 тыс. км, хотя есть примеры и большей долговечности. Причем сайлентблоки всегда изнашиваются неравномерно. Нарушение технологии монтажа (нередкая проблема при неквалифицированном ремонте своими силами или в гаражном сервисе) приводит к ошибочному положению шарнира и резкому сокращению срока службы. Использование деталей от мелких производителей является одной из дополнительных причин быстрого расслоения резины.
Проверка
Признаки износа резинометаллических шарниров зависят от степени деградации резиновой части. На начальном этапе проблему можно обнаружить только при осмотре – на резине будут трещины или разрывы. Затягивать с заменой сайлентблока не следует, поскольку деталь уже исчерпала ресурс. При дальнейшем разрушении появляется избыточная подвижность втулок с перекосом рычагов. Как результат – появляется скрип при работе подвески, ухудшается управляемость, не исключено нарушение углов установки колес с последующим интенсивным износом покрышек.
Для быстрой проверки достаточно раскачать стоящий автомобиль, этот метод эффективен при появлении скрипов в подвеске. В сервисе проверку проводят путем воздействия на шарнир монтажной лопаткой в поперечном направлении. Автомобиль предварительно вывешивают на лапах или на подставках под подрамниками. В случае сильного смещения обойм сайлентблок требует замены, легкая деформация резины под нагрузкой является нормой.
Эксплуатация автомобиля с явно поврежденными сайлентблоками нежелательна. Резиновая часть шарнира частично гасит ударные нагрузки, при ее расслоении не исключено повреждение элементов подвески. Неприятный скрип при движении не добавляет комфорта водителю и пассажирам. Кроме того, всегда желательно соблюдать правило – неисправности автомобиля нужно устранять оперативно, в противном случае накопившиеся проблемы приведут к утрате машиной товарного вида, а одномоментный ремонт обойдется дорого.
Ремонт
Для замены сайлентблоков (чаще всего приходится ремонтировать переднюю подвеску) необходимо снять рычаг. Изношенный шарнир вынимают из посадочного отверстия с помощью оправки и малогабаритного пресса. Нередко в гаражных условиях практикуют кустарный метод – резину выжигают, а внутреннее кольцо разрезают сабельной пилой или ножовкой по металлу. При это все равно появляется необходимость использования пресса для установки нового шарнира, при использовании оправки и молотка велик риск неправильного захода обоймы в посадочное отверстие.
По этой причине замену сайлентблоков лучше проводить в условиях сервиса. Даже сам процесс разбора подвески достаточно трудоемкий – от рычага необходимо отсоединить поворотный кулак, на ряде моделей автомобилей вывернуть болты сайлентблоков мешает подрамник. Установка нового рычага в сборе с шарнирами имеет смысл только в случае повреждения рычага или отсутствия отдельных качественных шарниров. В любом случае – ремонт в условиях сервиса будет в разы качественнее самостоятельных манипуляций, особенно при отсутствии инструмента и небольшом опыте слесарных работ.
После замены сайлентблоков всегда требуется проверка и корректировка углов установки колес. Новые шарниры немного отличаются по геометрии от изношенных, что приводит к уходу углов из границ допуска. При гаражном ремонте процедурой регулировки нередко пренебрегают либо проверяют установку колес кустарным способом. В хорошем сервисе после устранения дефектов автомобиль передают на стенд для компьютерной проверки углов. Регулировка углов не нужна в случае замены сайлентблоков задней торсионной балки, для многорычажной задней подвески после ремонта требуется проверить положение колес.
Выбор запчастей
Достаточно сложной задачей в реалиях 2025 г. является покупка запчастей, причем проблема касается не ассортимента, а качества. В продаже нередко встречаются подделки в упаковке, имитирующей оригинальную тару. В крупных сервисах есть свои магазины, в случае доставки неправильной или явно некачественной детали вопрос с возвратом решается быстро. Если владелец хочет сэкономить и приобрести детали самостоятельно, то лучше прибегать к услугам крупных (сетевых) магазинов запчастей и останавливать выбор на сайлентблоках в оригинальной упаковке либо производства компаний, являющихся конвейерным поставщиком.
Стоимость шарниров зависит от модели автомобиля, не следует приобретать детали по явно заниженной цене. При появлении сомнений в подлинности продукции лучше отказаться от покупки предложенных деталей либо изучить тему и выяснить основные признаки оригинальных сайлентблоков и упаковки.
Заключение
Проверка состояния сайлентблоков и прочих элементов подвески является одним из этапов обслуживания автомобиля. При обнаружении явного износа или повреждении резины шарниры целесообразно заменить сразу или в кратчайшие сроки. Запчасти подбирают по каталогу с учетом VIN автомобиля, не рекомендуется приобретать комплектующие от мелких и неизвестных брендов, не способных обеспечить стабильное качество продукции.