Ремень привода компрессора кондиционера должен работать бесшумно, включение компрессора определяется по повышению оборотов двигателя в режиме холостого хода и тихому щелчку муфты. Появление свиста указывает на наличие проблем с ремнем или приводом в целом, особенно в случае постоянного постороннего звука.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Конструкция
Компрессор системы кондиционирования воздуха используется для сжатия хладагента. Для привода используется поликлиновый ремень, способный передавать повышенную мощность. Привод осуществляется шкивами от коленчатого вала, от одного ремня могут вращаться сразу несколько навесных агрегатов. Натяжение ремня регулируется автоматически роликом или вручную путем изменения положения одного из навесных агрегатов (чаще всего – генератора).
Длина ремня должна соответствовать заводским требованиям, отклонение даже на несколько миллиметров приводит к перегрузке подшипников навесного оборудования или недостаточному натяжению из-за ограниченной подвижности регулировочного ролика.
Нередко в зависимости от года выпуска на одном и том же двигателе может меняться конструкция ременного привода – вводиться ролик, меняться диаметр шкивов для получения иной производительности.
Принцип работы системы кондиционирования воздуха основан на переходе хладагента из жидкой фазы в газообразную с последующим сжатием газа компрессором. В хладагенте всегда имеется небольшое количество масла для смазки компрессора. Конденсатор и осушитель находятся в передней части автомобиля, в салоне машины под панелью приборов установлен испаритель. Работа компрессора регулируется при помощи электромагнитной муфты, на более современных моделях реализован метод управления при помощи клапанов.
Причины шума
Распространенные причины свиста ремня:
- неисправность (износ) подшипника в натяжном либо обводном ролике;
- попадание воды или технологических жидкостей на поверхность ремня;
- повреждение либо износ рабочей поверхности шкива;
- низкое качество либо сильный износ рабочей части ремня;
- недостаточное натяжение из-за неисправности ролики или ошибочной регулировки положения генератора.
Ролик
В конструкции ременного привода могут устанавливаться несколько роликов для направления и регулировки натяжения ремня. Расположенный в ролике подшипник качения набит смазкой, которая может выгореть, затвердеть или вытечь, что приводит к ускоренному износу подшипника. Шум при этом будет постоянным – вне зависимости от включения или отключения кондиционера, поскольку остальные навесные агрегаты активированы постоянно. При появлении свиста ролик необходимо менять, попытка набить подшипник смазкой дает временны результат.
На части машин в ходе модернизации производители отказываются от использования ролика с целью снижения себестоимости. При этом несколько ухудшается натяжение ремня, что становится причиной появления свиста в моменты пиковой нагрузки – включения компрессора системы кондиционирования воздуха. В таких случаях владельцы при наличии возможности возвращают двигатель в исходное состояние – устанавливают ролик и ремень с длиной, рассчитанной на использование в приводе натяжителя.
Плохое натяжение
Недостаточно натяжение ремня приводит к появлению писка в момент включения компрессора – повышенное сопротивление вращению приводит к проскальзыванию ремня, затем шум остается или появляется периодически. Для устранения проблемы необходимо попробовать подтянуть ремень путем изменения положения генератора. Если на двигателе используется автоматический ролик, то скорее всего придется менять ремень (а возможно – и сам ролик). При слишком большом удлинении запас хода регулятора становится недостаточным для натяжения. Плохо натянутый ремень будет свистеть и при повышении нагрузки на генератор.
Износ ремня
Ресурс ремня зависит от множества условий – производителя, температуры окружающей среды. Ремень способен пройти до 80-100 тыс. км без видимых следов износа, хотя чаще всего его приходится менять через каждые 30-40 тыс. км. Понять состояние ремня очень легко – наличие трещин или отслоений на рабочей поверхности однозначно указывает на исчерпание ресурса. При использовании запчастей от малоизвестных фирм проблемы могут появиться при пробегах 5-10 тыс. км из-за низкого качества материала.
Жидкости
Чаще всего причиной периодического свиста является вода, попадающая на ремень через щели в защите моторного отсека. Неприятный эффект наблюдается в момент проезда по глубокой луже либо при определенном вывороте передних колес при езде по мокрой дороге. Причем в сухую погоду шума нет, а регулировка натяжения будет нормальной. Нередко писк появляется из-за материала рабочей поверхности ремня – малейшая влага снижает коэффициент трения, через несколько секунд вода высыхает и привод работает нормально.
В момент проскальзывания ремня может включаться контрольная лампа зарядки генератора – пробуксовка происходит на шкиве коленчатого вала, на который приходится максимальная нагрузка от навесного оборудования. Полностью исключить вероятность попадания воды нельзя, но чаще всего проблемы начинаются после потери или поломки пластиковых щитков в колесной арке со стороны шкива коленчатого вала. Вода может проникать через отсутствующую или прогнившую защиту моторного отсека либо со стороны переднего бампера.
Попадание моторного масла на ремень или шкивы возможно при неаккуратном обслуживании или течи лобового сальника. Масло впитывается в рабочую поверхность ремня и способствует ускоренному разрушению материала. Замасленный или пропитанный антифризом ремень лучше заменить, а шкивы протереть тряпкой, смоченной растворителем для удаления остатков масла или жидкости. Также важно устранить место течи и причину – масло через лобовой сальник может подтекать из-за избыточного давления картерных газов и неисправной системы вентиляции картера.
Шкивы
К достаточно редкой причине шума при работе ременного привода относится повреждение либо смещение шкивов в осевой плоскости из-за повреждения или неправильной установки. Чаще всего на автомобилях с пробегом встречается или механическое повреждение рабочей поверхности, в этом случае необходимо заменить шкив. Ремень можно оставить старый при условии нормального состояния.
Компрессор
Нередко источником шума является компрессор
кондиционера, посторонние звуки указывают на наличие технических проблем. При неисправности компрессора стук или лязг появляется только при включении кондиционера. Речь не идет о единичном щелчке при срабатывании муфты, в данном случае гул будет постоянным при работе компрессора. Чаще всего источником шума является изношенный подшипник муфты, который достаточно легко заменить без снятия компрессора и откачки хладагента из системы кондиционирования.
Если замена подшипника дала только частичный результат, то причиной шума является износ внутренней части компрессора. У владельца есть два варианта – попытаться отремонтировать старый компрессор в сервисе или купить исправный на разборке. Состояние нагнетающей части почти всегда понятно по откачанному с хладагентом маслу, в котором будет видна металлическая стружка. При полной исправности компрессора масло будет практически прозрачным.
Если планируется замена компрессора на контрактный или новый, то важно учитывать особенности автомобиля. Например, в пределах одной модели мог использоваться электрический или гидравлический усилитель руля. Соответственно, будет разница в перечне навесного оборудования и способе крепления компрессора к двигателю. При заправке важно заливать требуемый объем хладагента, что особенно важно для автомобилей со вторым контуром. Если контур заглушен из-за коррозии трубок, то объем хладагента снижают – избыток фреона может вывести из строя компрессор.
Заключение
Свист ремня указывает на проскальзывание ремня из-за недостаточного контакта между поверхностью ремня и шкивом. Для устранения проблемы необходимо отрегулировать натяжение либо заменить ремень, загрязненный маслом или антифризом. Реже причиной шума является изношенный подшипник электромагнитной муфты либо неисправный компрессор.